Домашние задания без стресса и скандалов
Выполнение домашних заданий – одна из главных тягот школьных лет, вызывающая непомерную скуку даже у самых прилежных учеников. Нежелание ребенка делать уроки оборачивается постоянными ссорами и потраченными нервами. Во многих семьях уже давно привыкли воспринимать эти кризисы как норму. И это в корне неправильно. В этой статье я хочу дать несколько важных советов, которые помогут избежать конфликтов и сделают работу над домашними заданиями более продуктивной.

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации
Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.
Когда лучше садиться за уроки?
Руководствуясь принципом «раньше начнем – быстрее закончим», многие родители усаживают своего ребенка за книги сразу по возвращении из школы. Это неправильно. Перед выполнением уроков, ученику нужен обязательный отдых. Его продолжительность зависит от индивидуальных особенностей: возраста, активности, учебного графика и т.д. Главное в этом случае соблюдать два правила. Во-первых, отдых должен быть сбалансированным: не слишком длинным, после которого не захочется возвращаться к работе, и не слишком коротким. Во-вторых, отдых должен быть эффективным. Компьютер и гаджеты не создадут условий для полноценного восстановления. Отдых не должен давать нагрузок на нервную систему – поэтому лучше вздремнуть, погулять, заняться любимым хобби.
Нужно ли хвалить ребенка за сделанное задание и как это правильно делать?
Похвала не только приятна, но и полезна в педагогическом плане. Вообще, вопрос «хвалить ребенка или нет» уже давно не обсуждается психологами, т.к. важность поощрений очевидна. Хваля школьника за успешно выполненное задание, мы внушаем ему веру в себя и свои силы. Понимание того, что он соответствует ожиданиям окружающих, положительно сказывается на его самооценке и учит преодолевать трудности; да и в целом такой подход формирует адекватную картину мира в детском сознании: чтобы получить какое-либо благо (в нашем случае похвалу), нужно приложить усилия и старание.
Чтобы похвала превратилась в эффективный инструмент нужно соблюдать пять базовых правил:
- Хвалить не ребенка как такового, а его поступки и достижения.
- Не хвалить за то, что не стоило ребенку никаких усилий.
- Не злоупотреблять похвалой как средством утешения.
- Похвала не должна обесцениваться и становиться привычкой.
- Ребенка не следует хвалить, сравнивая с другими детьми.
Более подробно о том, как правильно хвалить ребенка я рассказывала в одном из своих материалов.
Стоит ли материально поощрять прилежное выполнение уроков?
Этот вопрос уже не столь однозначный как предыдущий. Отдельно отмечу, что речь может идти не только о деньгах, приобретение игрушек и других приятных вещей за прилежное выполнение уроков – также разновидность материального вознаграждения. Результативность таких поощрений самая высокая – в этом случае ребенок старается намного сильнее и быстрее вырабатывает полезные навыки. Но и последствия такого подхода, когда родители не способны выстроить грамотную систему поощрений, оказываются куда серьезнее.
Первое, что важно запомнить взрослым, – вознаграждения не должны быть постоянными. Поощряя ребенка каждый день, вы сами не заметите, как это станет привычкой, которая породит новые проблемы. Во-первых, злоупотребляя презентами, вы рано или поздно обязательно столкнетесь с тем, что ребенок прибегнет к манипуляциям: «не сяду за уроки, пока не получу того, что должен». Во-вторых, задаривание утрачивает свою «поощрительную» силу – оно перестает мотивировать и начинает восприниматься как данность. И, наконец, злоупотребляя материальными поощрениями, мы прививаем ребенку психологическую установку «мне все должны».
Как лучше реализовать систему вознаграждений, если она столь эффективна? Один из вариантов – это так называемый «график достижений». Его логика заключается в том, что ребенка поощряют за успехи совершенные за относительно длинный период, например, месяц или учебную четверть. Каждый день отмечайте достижения и неудачи, связанные с учебой. Для этого следует использовать график, который будет в доступной визуальной форме отражать текущий прогресс. Вместе обсудите на каких условиях он будет вестись. Обязательно вдвоем анализируйте успехи и неудачи, давайте им оценку и каждый день заполняйте график. Итогом должно стать материальное поощрение эквивалентное достигнутому прогрессу.
Куда девается внимание, когда ребенок садиться за уроки?
Думаю, многим знакома ситуация, когда внимательный и энергичный ребенок, как только речь заходит об уроках, становится вялым и не способен концентрироваться на задании. Объяснений этому может быть много: от довольно серьезных проблем, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности до более прозаичных – лени или переутомления.
Вам также может быть интересно:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: как помочь ребенку и себе?
Детское внимание – ресурс быстро затратный, и если задание действительно сложное – концентрации не хватает. У ребенка возникает необходимость в разрядке: он постоянно отвлекается, меняет позу и не сидит на месте. В таких случаях я рекомендую родителям объективно оценить сложность задания, и если оно действительно сложное, лучше решать его в несколько подходов. Длинный текст можно разбить на несколько частей, стихотворение выучить небольшими частями, уравнение или задачу решить в несколько этапов, делая между ними перерывы.
Затронутая нами тема довольно сложная и обширная, чтобы попытаться исчерпывающе раскрыть ее в рамках одной статьи. Напоследок добавлю лишь то, что в проблеме домашних заданий многое зависит не только от школьника, но и самих родителей. Нередко общую ситуацию усугубляют завышенные требования к ребенку, излишняя обеспокоенность его будущим, слишком большие ставки на школьную успеваемость и многое другое. С этими проблемами я часто сталкиваюсь на своих детско-родительских консультациях, и смею заверить, что решение подобных кризисов – это намного проще, чем может казаться изначально.
Обсуждения закрыты для данной страницы