Почему существует доброта

Склонность к доброте начинает проявлятся с раннего детского возраста

0 комментариев 06.01.19

В каждом человеке кроется потенциал жестокости. Грустно, но это так. Хорошая новость заключается в том, что потенциал доброты в человеке гораздо сильнее, несмотря на все жестокости этого мира. Сопереживание, альтруизм, сотрудничество – можно сказать что они являются практически врожденной психологической потребностью каждого человека.

Понаблюдайте за маленькими детьми – вы увидите, что уже начиная приблизительно с года, когда только начинают ходить, они уже способны спонтанно помогать взрослым, испытывающим трудности: открыть шкаф, что-либо подать или принести, либо «утешить» притворно плачущего взрослого.

Записаться на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации

Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.

Области «доброты» в головном мозге

Нейрофизиологи подтверждают: в головном мозге существуют области, ответственные за чувство удовлетворения и вознаграждения, которые активируются, когда человек проявляет доброту и щедрость. Точно также работают зоны, ответственные за чувство отвращения, которое возникает, когда человек сталкивается с жестокостью и несправедливостью. Такое «зеркальное» взаимодействие нейронов заставляет людей чувствовать боль друг друга. На этом физиологическом субстрате и строится образование, прививается человеческая культура взаимоотношений.

Что касается жестокости и насилия – склонность к проявлению и получаемое чувство удовлетворения при этом испытывает порядка 1-2% населения, которых нельзя отнести к психически здоровым людям. Здоровый человек испытывает истинное отвращение к насилию, и случись его проявить, как тут же настигает глубокое чувство вины. Проявления жестокости и агрессивности среди подростков чаще связывают с поиском новых ощущений, чем с патологической склонностью к насилию.

Доброта необходима для установления взаимоотношений

Девочка сочувствует своей плачущей подруге

Способность поставить себя на место другого и относиться к нему как к подобному себе, испытывать к нему сострадание и оказывать взаимопомощь – это одно из непременных условий для установления взаимоотношений в социуме. В то же время, человек является продуктом не только природы, но и своей культуры, окружающая его среда способствует или подавляет проявления уже заложенных генами черт личности.

Связь между добротой и эмоциональным интеллектом

К сожалению, если ребенок не обучен понимать и разбираться в своих и чужих эмоциях, он вряд ли узнает, что чувствуют другие люди. В этом случае ребенок чувствует себя некомпетентным, может думать, что собеседник или другое окружение имеют злонамеренные мысли в отношении него. Что будет дальше можно предположить с высокой степенью вероятности: ребенок сам становится враждебным, манипулирующим, жестоким. Есть ли у таких детей шанс сохранить естественную «хорошесть» с которой он родился? Да, есть – если попадет в нужную среду, «в хорошие руки», где ему привьют недостающие навыки. Другой благоприятный вариант — если ему повезло родиться… с хорошим чувством юмора, которое позволит в будущем завоевать искреннюю любовь и симпатии окружающих, и где не будет места подозрительности и злым намерениям.

Доброта как философская категория

Философы и мыслители высказывают разные мнения, почему существует человеческая доброта. Есть такая точка зрения, что у человека попросту нет желания постоянно страдать, причиняя боль ближнему, поэтому люди и наделены сочувствием, добротой, способностью понять чувства другого.

Вопрос состоит не в том – существует ли доброта, вопрос в том – почему ее становится так мало? Социальная среда переполнена насилием, соперничеством, агрессивностью, откуда ни возьмись появляется зависть – когда человек начинает сравнивать себя с другими. По этому поводу философ Александр Жольен сказал: «Если я сравниваю себя с другими, я – мертв». Зависть – это потеря связи с собственным «Я» и своим внутренним миром.

Существует и другая точка зрения, что человек по своей сути не является ни хорошим, ни плохим. Все зависит от времени, обстоятельств, экономических условий. Все люди способны как на худшее, так и на лучшее. И даже культура не является достаточным бастионом против варварства. Пример нацизма, возникшего в одной из самых изысканных человеческих культур, это очень хорошо продемонстрировал. Образование и культура необходимы для привития человеку чувства доброты, но недостаточны.

Вопросов о причинах существования доброты и ее развития, по-прежнему больше чем ответов, но будем помнить, что все мы наделены первоначальной способностью к доброте, что позволяет не впасть в самый черный пессимизм, сталкиваясь с безжалостной действительностью.

И это добротой мы будем бороться с цинизмом и жестокостью.