Формирование виктимного поведения у детей: предпосылки и ошибки воспитания
В статье «Психологический портрет потенциальной жертвы» я рассказывала о таком опасном феномене как виктимность, рассмотрев в деталях особенности характера, мировоззрения и самоидентификации людей, чье поведение провоцирует других причинять им вред. В этом же материале я хочу поговорить об истоках деструктивного мышления таких личностей.

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации
Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.
Сегодня психологи едины во мнении, что виктимность – это приобретенная личностная особенность. Фундамент такой патологической модели поведения формируется в детские годы. Становление психологии жертвы происходит под влиянием различных факторов – взросления в неблагоприятной среде, стиля воспитания, психических особенностей родителей.
Сразу отмечу, что ошибочно воспринимать виктимность как исключительно результат взросления в асоциальной среде. Виктимная модель поведения может сформироваться как у ребенка из откровенно неблагополучной семьи, так и у вполне нормальных родителей. Под воздействием определенных негативных факторов в сознании незрелой личности формируется жизненный сценарий, в котором она всегда воспринимает себя как жертву.
Какие семьи находятся в группе риска?
Виктимизации ребенка может способствовать низкий социально-экономический статус семьи. Речь идет о семьях с жизненной неустроенностью одного или обеих родителей, с низким уровнем достатка, асоциальным поведением взрослых. Риск формирования виктимности повышается у детей из откровенно неблагополучных семей – алкоголиков, наркоманов, лиц страдающих игровой зависимостью.
В группе риска находятся дети из неполных семей, в которых часто ребенок не может рассчитывать на полноценную социальную и эмоциональную поддержку. Матери-одиночки нередко проецируют на детей свои нервные состояния, результатом чего является эмоциональная изоляция, жестокое обращение или навязывание чувства глубокой вины.
Вам также может быть интересно:
Проблемы детей в семьях алкоголиков
Еще одна группа риска – молодые семьи, где родители в силу своего возраста не способны обеспечить условия для правильной социализации ребенка. Речь может идти как о финансовой неустроенности молодой семьи, так и неадекватных знаниях о ребенке или нежелании заниматься его воспитанием. Такой малыш растет в обстановке эмоционального отчуждения и неудовлетворенных потребностей, что создает предпосылки для его виктимизации.
Неблагоприятные нормы и стили семейного воспитания
Ошибки раннего детского воспитания играют ключевую роль в формировании виктимной личности. Наиболее высок риск виктимизации в неблагополучных семьях, в которых ребенок становится свидетелем аморального образа жизни родителей, испытывает недостаток опеки или же вовсе оказывается безнадзорным. Заброшенные и эмоционально отверженные дети уже в раннем подростковом возрасте демонстрируют признаки асоциального поведения – убегают из дома, проявляют тягу к вредным привычкам и криминогенному окружению.
Виктимность может формироваться и у детей из внешне благополучных семей. Наиболее типичными являются ситуации, когда при формальном присутствии родительского контроля ребенок испытывает недостаток внимания, тепла и заботы. Родители из-за своего карьеризма, финансовых проблем или супружеских сложностей не включаются во внутреннюю жизнь ребенка – он одет и накормлен, но взрослым не важны его мысли, его достижения, переживания и тревоги. Эмоциональное отвержение наталкивает ребенка на мысль, что он заслуживает такого отношения, из-за чего падает его самооценка и подсознательно закрепляется жизненная установка, что его не может любить никто – ни родители, ни окружение.
Развитию виктимности способствует внушение ребенку неправильных поведенческих установок. Многие родители закладывают в сознание детей ошибочный образ «хорошего» человека, как покорного, мягкосердечного и нетребовательного индивида. В гипертрофированном варианте такая персона начинает жертвовать личными интересами во благо других, что является одной из определяющих черт виктимной личности. Также у такого ребенка отсутствует чувство лидерства и независимости, самостоятельности и уникальности.
Виктимность как последствие гиперопеки
Распространенная ошибка воспитания, способная спровоцировать виктимное поведение, – родительская гиперопека, когда чрезмерное внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем всех аспектов его жизни. Виктимные последствия гиперопеки проявляются, обычно, в подростковом возрасте, и могут приобретать разную форму в зависимости от психотипа ребенка.
Вам также может быть интересно:
Психологическая коррекция детско-родительских отношений
Активные и решительные ребята стремятся вырваться из родительской орбиты – они поднимают бунт против сложившихся отношений, демонстрируют вызывающее поведение, тягу к асоциальным компаниям, стремятся как можно раньше освободиться от зависимости взрослых и покинуть родительский дом. У спокойных, рассудительных и уравновешенных детей находившихся в объятьях родительской гиперопеки все наоборот. В них развиваются другие виктимные качества – несамостоятельность, робость, отсутствие инициативности, неумение защищать себя.
Факторы риска вне семьи
Виктимное поведение ребенка может сформироваться под воздействием внесемейных обстоятельств. Сразу отмечу, в большинстве случаев семейные и внесемейные факторы находятся в тесной связке. Если ребенка унижают дома, велика вероятность, что его подавленностью и эмоциональной уязвимостью будут пользоваться и сверстники. И наоборот: ребенок, имеющий здоровую самооценку, привыкший делиться с родителями своими проблемами и знающий от них как поступать в сложных ситуациях, сможет дать отпор недоброжелателям и не станет жертвой буллинга.
И все же, поговорим о тех внесемейных факторах, которые могут привести к развитию виктимного поведения. Прежде всего, это сложности в общении со сверстниками. Они могут принимать самые разные формы: от простой замкнутости и нелюдимости ребенка, до его травли одноклассниками. Нередко источником эмоционального прессинга выступают учителя, с которыми у ребенка по тем или иным причинам не сложились отношения. Своими действиями они могут формировать чувство неполноценности у ребенка, публично унижать его перед классом и т.д.
В раннем подростковом возрасте причиной возникновения виктимного поведения может стать вовлеченность ребенка в антисоциальные группы. В самом явлении субкультур, к которым тяготеет любой подросток, нет ничего плохого, но только если они не носят деструктивных характер. В советское время ярлык «антисоциальный» вешался абсолютно на все молодежные субкультуры. Это, конечно, неправильно. Сегодня спокойно относятся даже к внешне аморальным панкам.
В пестрой палитре современных субкультур существует немало и объективно опасных молодежных движений. Примером может служить молодежная субкультура «А.У.Е.» (аббревиатура от арестантский уклад един), сторонники которой пропагандируют криминальный уклад и придерживаются соответствующего поведения. Не менее опасна субкультура скинхедов и другие ультраправые группировки, которые проявляют открытые формы насилия по отношению к представителям сексуальных меньшинств, мигрантам и другим людям не соответствующим их идеологии.
Вероятность стать жертвой в таком кругу для подростка значительно выше. Он может быть избит или сесть в тюрьму. В подобных движениях культивируется конфликтность, враждебность, агрессивность, из-за чего подросток становится несдержанным и конфликтным. Привычка устраивать разборки по малейшему поводу приводит к тому, что зачинщик сам рано или поздно получает тяжелые увечья и становится жертвой.
Обсуждения закрыты для данной страницы