На пути к повышению социального статуса

Личность в обществе

5 комментариев 14.04.17

Социальный статус как индикатор благополучия

Повышение социального статуса  Социальная структура мира, в котором живет сегодня человечество, регулируется различными сводами правил во всех областях человеческих отношений. Начиная с того, как и чем мы чистим зубы до манеры вождения автомобиля, наш мир очень предсказуем. Эта предсказуемость и определяется социальной структурой любого общества. Социальная структура и объединяет людей в общество, она же расставляет все и всех на свои места, а также определяет: что, как и почему мы делаем каждый день нашей жизни. Без этого в человеческом обществе царили бы бесконтрольные хаос и анархия.

Социальная структура направляет людей на выполнение повседневных задач и дает направление – как мы должны выполнять эти задачи.

В широком смысле под социальным статусом понимается положение человека, занимаемое им в обществе. Он предоставляет индивиду определенные права и привилегии, с другой стороны выдвигает и свои обязанности, которые его обладатель вынужден выполнять.

Высокий социальный статус многие воспринимают как синоним жизненного успеха. Эта аналогия, конечно же, не лишена оснований, но с точки зрения глубинного понимания вопроса все немного сложнее.

По мнению психологов, социальный статус представляется наиболее важным стимулом и мотивирующей силой социального поведения: известно, что чем заметнее диспропорции в статусе, тем больше люди заботятся о его повышении. Здесь идет речь не только о материальной стороне вопроса — каждый человек, вольно или невольно, размышляет о том месте, которое он занимает по отношению к своим сверстникам, коллегам, знакомым или даже членам семьи.

Вам может быть интересно:

Моральные ценности сегодня. Психология морали
Выбор стратегии карьерного роста
Для тех, кто хочет стать руководителем: факторы успешной карьеры
Какая карьера принесет успех лично вам: уточните свою мотивацию

Социальный статус бывает двух уровней:

Характер и поведение в основных малых соц группах 1  Личный – это то, какое место мы занимаем в малой (первичной) социальной группе (семье, школе, ВУЗе и пр.) благодаря личностным характеристиками и тому, как окружающие оценивают наши индивидуальные качества.

2  Социально-групповой – положение человека, которое он занимает в большой социальной группе. Под ним понимают принадлежность к той или иной профессии, общественному классу, нации, расе.

Стутоу с крупной социальной группе Очень тесно с понятием статуса переплетаются такие характеристики как престиж и авторитет. Престиж – это то, как нас оценивают в сравнении с другими, каким почитанием и уважением мы пользуемся на фоне остальных. Престижность во многом зависит от системы ценностей преобладающих в обществе. Авторитет — это степень признания окружающими наших личных и деловых качеств. В целом, грань между этими понятиями довольно тонкая.

Как повысить свой социальный статус?

Социальный статус включает в себя ряд стандартных слагаемых, поработав с которыми можно улучшить свою личностную притягательность и значимость в обществе.

Привлекательный внешний вид и открытый язык тела – незаменимые составляющие человека, которые настроен располагать к себе других. Успешным людям важно следить за собой, поддерживать свое тело в форме, постоянно держать осанку и не быть «зажатым».

Ухоженность и поведение играют важную роль в социальном статусе

 

Социальная интуиция и взаимодействие с окружающими особенно важны для вашего статуса. Необходимо как можно больше общаться, расширять круг знакомых и налаживать выгодные коммуникации. Но важно, чтобы меркантильность в этом случае не брала верх над искренностью.

Общение и коммуникации улучшают позицию вашего статуса

 

Чувство юмора – мощный инструмент в межличностных отношениях. Умея искрометно шутить, вы сможете разрешать сложные коммуникативные ситуации, снижать градус напряженности в общении и гарантированно располагать к себе окружающих.

Юмор помогает располагать общество к себе

 

Влияние и уверенность в себе – обязательные составляющие высокого социального статуса. Чтобы выглядеть влиятельным и авторитетным в глазах окружающих важно обладать внутренней непоколебимостью, быть сдержанным и не прибегать к импульсивным действиям. Люди не склонны всерьез воспринимать тех, кто громко кричит, меняет свои принципы и убеждения.

Низкий социальный статус: порочный круг и как из него выйти

Психологами отмечается, что люди с низким социальным статусом склонны к более агрессивному поведению и более бдительной психологической защите — что объясняется явлением компенсации. Такие люди более чувствительны к социальной отверженности и более склонны контролировать свою среду на предмет угроз. Из-за такой бдительности к защите своего чувства собственного достоинства, они склонны реагировать насильственно на личные угрозы и оскорбления.

Такой вариант поведения тем более прискорбен, что люди достигают более высокого социального статуса совсем другим путем: на основе доброжелательного и щедрого поведения по отношению к окружающим им удается повысить их ценность для своей группы. Некоторые психологи вообще считают щедрость ключом к статусу. Люди склонны относить таких лиц к более высокой социальной группе. Другими словами, ценность для своей группы и самоотверженность – служат наилучшим образом для повышения статуса.

Авторитет в глазах общества Это необходимый минимум, но это еще не все. В экспериментах и наблюдениях отмечено, что эти качества будут замечены окружающими только по отношению к тем лицам, которые уже интегрированы в данную социальную группу. Социальная связанность – следующее необходимое условие на пути к повышению статуса.

Люди с низким социальным статусом (или считающих его таковым), пытаясь поднять свою ценность в собственных глазах, зачастую задействуют механизмы психологической защиты, которые впоследствии принимают формы враждебного и агрессивного поведения, что в конечном итоге ведет к еще большему усугублению его личной ситуации.

В качестве рекомендации человеку, желающему повысить свое место на социальной лестнице предлагается начать со следующих шагов:

  • о своей ценности нужно сигнализировать другим, а не себе;  
  • подражание: в случае стремления повысить социальный статус; подражание индивидууму, со статусом которого вы идентифицируете себя — это очень успешная стратегия.