Полезен ли ребенку тот избыток игрушек, которым мы его окружаем?

Игрушки необходимы каждому ребенку, с их помощью он знакомится с окружающим миром.

0 комментариев 21.07.18

А не пора бы на время остановиться с покупкой новых игрушек? Этим вопросом рано или поздно задается, наверное, каждый родитель, особенно в те моменты, когда квартира оказывается непроходимой из-за их несчетного количества. Тем не менее, под натиском капризов, руководствуясь импульсивными решениями в магазине или просто желая в очередной раз порадовать свое чадо, многие родители продолжают приобретать все новые и новые игрушки. Полезно ли ребенку такое изобилие и сколько игрушек нужно ему на самом деле? Об этом я хочу поговорить в этой статье.

Записаться на консультацию психолога


Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации

Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.

Нужны ли вообще детские игрушки?

Они не просто нужны, а необходимы. Заведомо ошибочно воспринимать детскую игру, как просто повод чем-то занять малыша и посидеть какое-то время в беззаботной тишине. Игра – это процесс, который начинается с младенчества и принципиально важен для становления личности. Играя примитивной погремушкой или собирая сложный конструктор, дети через предмет учатся осмыслять окружающий мир, решать определенного рода задачи, осваивать новые навыки. В игре они совершенствуют свои познавательные, эмоциональные и социальные способности, которые станут основой для становления личности.

Почему много – не значит лучше?

В игровом процессе важно чувство меры. Осчастливив ребенка изобилием всевозможных игрушек, еще не значит, что вы сделаете ему лучше. Игра, которая не просто развлекает, но и обучает, требует внимания и сосредоточенности. Будучи окруженным большим количеством игрушек, ребенок не сможет фокусироваться на чем-то одном, будет поочередно хвататься за разные вещи, рассеивая и перегружая свое внимание. Устают от таких игр быстрее, а их обучающий эффект значительно ниже.

Большое количество игрушек вредно для ребенка, он становится рассеянным и невнимательным.

У меня не вызывает сомнений и тот факт, что большое количество игрушек расслабляет детскую фантазию и негативно сказывается на развитии творческого мышления. В условиях же ограниченных развлечений, в работу активно включается детская фантазия: игры становятся более сложными и вдумчивыми. Многие родители наверняка вспомнят свое советское или постсоветское детство, когда были далеки от современного изобилия, и то, как фантазия превращала подручные вещи в  увлекательные игрушки.

Как не навредить ребенку переизбытком игрушек?

На своих детско-родительских консультациях я часто слышу вопрос: какое количество игрушек оптимально для ребенка? Дать однозначный ответ в этом случае крайне тяжело, поскольку важно учитывать возраст малыша, его активность, степень интеллектуального развития. Да и само понятие игрушка – очень растяжимое, поскольку современная индустрия предлагает детские товары самой разной замысловатости.

Важно не количество самих игрушек, а правильная организация игрового процесса.

Исходя из своих наблюдений, я убеждена, что в этом вопросе важно не количество самих предметов, а то, как родители подходят к организации игрового процесса. Любой ребенок всегда будет хотеть, чтобы ему постоянно покупали все новые и новые игрушки. Важно сделать так, чтобы вещи не успевали надоедать. Для этого следует сформировать ограниченные наборы предметов, и время от времени прятать одни и доставать другие. Важно следить и за тем, чтобы игрушки соответствовали возрастным особенностям ребенка: последовательно повышайте планку, приобретая предметы, которые будут требовать большей интеллектуальной вовлеченности в игровой процесс.

Разумные и правильно поданные ограничения сделают ребенка более послушным и дальновидным. Родителям следует отказаться от привычных аргументов в духе «никаких новых игрушек, вся квартира завалена машинками» и так далее. Важно попытаться установить в семье правила, которые будут регулировать приобретение новых вещей. Можно договориться с ребенком о том, что новая игрушка будет приобретаться через определенный промежуток времени, или о том, что чем больше времени он выдержит без новых приобретений, тем лучше и дороже будет следующая покупка. Таким образом, дети избавятся от импульсивных истерик, научатся соизмерять свои желания и мыслить более дальновидно.

Вам также может быть интересно:
Как не навредить ребенку ранним развитием?