Критика чистого разума: как конструктивно указать на ошибку

0 комментариев 17.11.19

Критика призвана сделать мир лучше. Она позволяет своевременно выявить проблему и назвать ее своим именем. У каждого из нас должна быть возможность исправить ошибки, особенно если они могут кому-то навредить. Однако существует тонкая грань между продуктивным советом и риском обидеть собеседника. Конструктивная критика — настоящее искусство, и ему стоит учиться.

Записаться на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации

Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.

Почему критика задевает

Похвала не обязательно способствует повышению самооценки, а критика — отбивает желание заниматься каким-либо делом. Согласно исследованиям гарвардских психологов Д. Стоуна и Ш. Хин, увлеченному собственной деятельностью человеку одинаково сложно воспринимать как положительные, так и отрицательные комментарии касательно проделанной работы. На кону оказываются сразу несколько мотивирующих факторов: тяга к саморазвитию и желание получить постороннее одобрение.

Читайте по теме:
Как хвалить ребенка. Созидательные и разрушительные силы похвалы

Все же услышать замечания в свой адрес зачастую куда больнее. Критика переживается как негативный опыт, который надолго остается в памяти. Привычка запоминать плохое вырабатывалась тысячелетиями: в ходе эволюции было важно быстро обращать внимание и удержать в голове факторы, которые несут угрозу жизни и здоровью. В едком замечании школьной учительницы или прошлого начальника явно нет ничего смертельного, однако осадок о них сохраняется годами.

Когда критика бывает полезной

Конструктивная критика помогает нам проделать работу над ошибками и извлечь ценный опыт. Понимание этого помогает построить успешную профессиональную коммуникацию с коллегами и начальством. Она же является основой доверительных отношений с партнером, членами семьи и друзьями.

Принимая чужое мнение без лишнего стресса, мы можем посмотреть на проблему под другим углом и найти ранее неочевидные варианты решения. Критика помогает обозначить слабые места и понять, что можно сделать для улучшения ситуации. Кроме того, умение воспринимать критику — показатель здоровой самооценки. Следует понимать, что наши мысли и поступки не всегда находят одобрение у окружающих. Все мы совершаем ошибки. Но лучше узнать об этом своевременно, чем ошибочно считать, что все вокруг идеально.

В чем разница между деструктивной и конструктивной критикой

Деструктивная критика не несет цели исправить ситуацию. Она направлена на самоутверждение за чужой счет. Пренебрежительные высказывания, высмеивание, агрессивное осуждение (часто публичное), перенос разговора из плоскости проблемы в личные оскорбления — яркие тому примеры. Это токсичное поведение, которое вызывает естественную реакцию отрицания. Она может выражаться в форме гнева, чувства вины или стыда. Если деструктивная критика регулярно проецируется на ребенка, это может привести к виктимному поведению во взрослом возрасте.

Вам также может быть интересно:
Созидательные и разрушительные силы самокритики

Важный критерий конструктивной критики — ее уместность. Право критиковать имеет человек, непосредственно вовлеченный во взаимоотношения или совместную деятельность. Услышать замечания от родственников, друзей или коллег куда ценнее, чем от совершенно постороннего человека. При этом право критиковать есть у любого человека, чьи интересы могут быть задеты из-за произошедшей ошибки.

Конструктивная критика должна быть объективной. Если что-то не отвечает вашим эстетическим или моральным критериям, это не повод высказывать свои претензии оппоненту.

Как использовать критику конструктивно

Разбираемся, как донести свои мысли родным, коллегам и друзьям, чтобы не задеть ничьих чувств:

  •       Уважение к собеседнику — основа конструктивного диалога. Не стоит прибегать к критике, чтобы показать свое превосходство. Также не стоит переходить на личности. Если замечания подаются с упором на черты характера, уровень интеллекта или особенности внешности, а не на конкретный факт — происходит подмена понятий. Подобная критика бьет по уязвимым точкам в самооценке и никак не способствует решению проблемы;
  •       Чтобы критика была конструктивной, следует разобраться в вопросе. Предложите свои варианты. Апеллируйте к фактам и желаемому результату, а не к эмоциям;
  •       Не стоит выстраивать риторику на обвинении. Мы не на боксерском ринге, и способы решения проблемы следует искать сообща. Если у вас больше опыта в конкретном вопросе, вспомните о времени, силах и ошибках, которые вам потребовались для текущего понимания ситуации;
  •       Используйте принцип «бутерброда»: похвала, критика, похвала. Это позволяет подбодрить собеседника и дает понять, в чем он преуспел, а что требуется исправить. Чтобы быть услышанной, критика должна подаваться в нейтральном или положительном ключе, без сарказма и ярого осуждения;
  •       Высказывайте претензии по мере их появления. Накопленные обиды имеют разрушительный эффект снежного кома — исправить изначальные ошибки со временем становится все сложнее, а диалог имеет тенденцию перерастать в обмен оскорблениями;
  •       Избегайте публичной критики. Страх быть высмеянным перед большим количеством людей существует у каждого. Любые высказывания будут восприняты как посягательство на личные границы. К тому же портить репутацию человека — явно не лучший поступок;
  •       Не требуйте моментальной реакции. Человеку может потребоваться время, чтобы осмыслить ошибки и найти пути их решения.

Помните, всегда важно вести диалог. Только прислушиваясь к себе и окружающим, можно построить гармоничные взаимоотношения в семье, среди близких людей и на работе.