Как правильно хвалить детей: пять основополагающих правил
Похвала – основа формирования здоровой самооценки ребенка. Она способна мотивировать на новые свершения: больше работать и учиться, верить в свои силы и преодолевать трудности. В статье «Созидательные и разрушительные силы похвалы» я подробно рассказывала о двойственной природе этого явления, и о тех положительных и отрицательных последствиях к которым приводит неправильная модель родительского поощрения.

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации
Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.
Вопрос нужно хвалить ребенка или нет – уже давно не стоит в психологии. Важность и необходимость детских поощрений сегодня никем не ставится под сомнение. Главный вопрос – как это правильно делать. На этот счет у психологов есть свои проверенные ответы. В этой статье я расскажу о пяти основополагающих принципах конструктивной похвалы.
1. Похвала должна быть конструктивной
Важно хвалить и оценивать не самого ребенка, а его поступки и достижения в конкретном деле – это главный принцип конструктивной похвалы. Абстрактные фразы: «молодец», «умничка», «какой замечательный ребенок» не обеспечивают малыша предметной информацией, и он не всегда понимает за что его конкретно хвалят, но быстро привыкает к сладким словам. К месту и не к месту поощряя именно личность ребенка или его врожденный качества, родители взращивают в нем зерна раздутого самомнения, завышенную самооценку и непомерно высокие ожидания.
Конструктивная похвала – это поощрение поступков и их удачных или неудачных результатов. Вместо беспредметного «какой ты молодец» добавляйте вашему посылу конкретику: «какой ты молодец, что убрал всю комнату, и даже те дальние полочки». Акцентируйте внимание на мелочах, чтобы дать понять ребенку, что вы искренне заметили и оценили его усилия. Например, не просто отметьте, что «у тебя получился красивый рисунок», а скажите что «в нем намного больше цветов, чем на предыдущей картине». Таким образом он будет чувствовать стимул к развитию, каждый раз усложняя результаты своей работы.
2. Похвала должна быть эквивалентной усилиям
Родителям следует забыть о поощрении того, к чему ребенок не прикладывал никаких усилий. В похвале за одни лишь способности нет ничего, что способствовало бы развитию. Оценивать нужно труд и усилия, причем степень похвалы должна быть соразмерна с затраченными ресурсами. Тогда в сознании ребенка выработается установка, что поощрение – это всегда результат работы и приложенных усилий. Если хвалить ребенка за то, что ему дается легко, он привыкнет избегать трудных задач, зная, что и так всегда сможет рассчитывать на родительскую похвалу.
3. Не используйте похвалу для утешения
Похвала, используемая для утешения ребенка пережившего неудачу, может подсознательно восприниматься им как неискренние и лестные слова, а в более старшем возрасте – как завуалированная жалость . Нужно постараться конкретно объяснить, что было причиной его неудач и в каком направлении в дальнейшем нужно прикладывать усилия. Одновременно следует сохранить веру ребенка в свои силы и дать понять, что в будущем он может рассчитывать на успех. Даже в неудаче старайтесь отыскать повод для конструктивной похвалы.
Неправильная реакция на детскую неудачу: «Не расстраивайся, в следующий раз ты обязательно получишь хорошую оценку за диктант, ты же у нас умница».
Правильная реакция на ситуацию: «Ты получил тройку из-за неумения выделять причастные обороты. Мы отдельно поработаем над этим правилом. Зато заметь, в этот раз ты правильно расставил все запятые в однородных членах предложения», – это адекватная реакция, в которой отмечена причина неудачи, задан вектор работы над ошибками и присутствует конструктивная похвала, которая сохраняет веру в свои силы.
Вам также может быть интересно:
Детско-родительский курс выездной экотерапии
4. Похвала не должна стать привычкой
Даже самые простые поощрения всегда должны быть осознанными и честными. Хваля детей при любой удобной возможности, вы сами того не заметите как это станет привычкой. Такая похвала приятна для ребенка и удобна для родителей – она становится инструментом манипуляции, т.к. с ее помощью легко заставлять ребенка делать то, что нужно взрослым. Очень быстро такая обесцененная похвала утрачивает свою созидательную силу, и начинает работать против вашего вас и вашего ребенка.
Чтобы не обесценивать похвалу от нее можно отказаться даже в тех случаях, когда есть объективный повод похвалить ребенка. Например, вы видите как он вовлечен в какой-то процесс, и ему с головой хватает собственной мотивации, – воздержаться от поощрения в этом случае будет уместно.
5. Избегайте сравнительной похвалы
Многие родители придерживаются модели воспитания, когда пытаются мотивировать своего ребенка через сравнение с другими детьми. «Молодец, старайся дальше, и станешь таким же отличником как …». Поощрение, подкрепленное состязательностью, может давать результаты, но в долгосрочной перспективе приносит больше вреда, чем пользы.
Ребенок оказывается мотивированным лишь до того момента пока существует конкуренция. Фактор соперничества не порождает истинного интереса к какому-либо делу – для ребенка важна только победа, краткосрочный результат и желание доказать что он лучше остальных. Любая неудача воспринимается как поражение, как следствие, у них повышается тревожность, страдает уязвимая самооценка, а в будущем на фоне неудач, которые являются нормой взрослой жизни, формируется комплекс неудачника.
Вам также может быть интересно:
Почему нельзя сравнивать ребенка с другими детьми
Обсуждения закрыты для данной страницы