Родители в роли учителей. Семейное образование глазами психолога
Семейное обучение — явление не новое. Право предоставлять ребенку начальное и полное среднее образование в формате домашнего обучения закреплено в российском законодательстве с 1992 года. В этом вопросе возникает немало путаницы, поэтому проясним несколько важных моментов. Семейная форма обучения — это не экстернат, когда ребенок сам и зачастую по ускоренной программе проходит школьный курс. Это и не удаленка по состоянию здоровья, когда школьные учителя приходят на дом из-за того, что ученик не может посещать учреждение.

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации
Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.
Семейная форма предполагает, что ребенок закреплен за определенной школой, получает учебники и учится по официальной программе. Но обучение происходит на дому. Заниматься с ребенком могут как репетиторы, так и сами родители, которые несут полную ответственность за качество предоставляемых знаний. Промежуточные и итоговые аттестации проходят в школе. Перейти на формат домашнего обучения можно в любом классе, равно как и всегда вернуться к посещению школы. Подобная модель образования доказала свое право на жизнь и в течение десятилетий дает высокие результаты.
Объективно о преимуществах семейного обучения
Я не буду останавливаться на «технических» нюансах домашнего обучения, а постараюсь взглянуть на это явление сквозь свою профессиональную призму — как детский и семейный психолог. Для начала попробуем разобраться, почему родители вообще выбирают этот формат. Причин немного. Во-первых — неудовлетворенность качеством школьного образования, во-вторых — проблемное психологическое окружение во многих учреждениях. Таким образом, первый очевидный плюс семейной формы обучения — это возможность оградить ребенка от проблем, порожденных неблагоприятным окружением.
Обучаясь дома, ребенок не станет жертвой буллинга, а все мы хорошо знаем, что агрессивное преследование встречается почти в каждом школьном коллективе. Не стоит забывать и о том, что в школе давление оказывают не только сверстники, но и учителя. Это менее очевидная форма эмоционального прессинга, но ее последствия часто сравнимы с буллингом. К сожалению, в современной системе образования еще остаются педагоги, которые не упускают возможности публично пристыдить, раскритиковать ребенка за его непохожесть на других и т.д. И, наконец, семейная форма обучения снимает еще одну актуальную проблему — вовлеченность детей в криминогенные группировки.
Вам также может быть интересно:
Как не навредить ребенку ранним развитием?
Дети, занимающиеся дома, глубже и с большей заинтересованностью осваивают материал. В первую очередь это объясняется гибкостью обучения и индивидуальным подходом. Да, есть стандартная программа, которую нужно освоить. Но в отличие от школы за родителями остается право расставлять приоритеты. Предметам, с которыми у ребенка трудности можно уделять больше внимания, и вскользь пробегать то, что схватывается на лету. Отдельно отметим, что дома материал можно проходить в нужном темпе и лучше контролировать, что ребенок усвоил хорошо, а что требует доработки. Такая гибкость невозможна в условиях школы.
Семейное обучение — это увлекательные эксперименты и свобода в выборе методики. В образовательный процесс можно включать поездки, экскурсии, а вместо учебников смотреть ролики на YouTube с лекциями известных педагогов, максимально доходчиво раскрывающих ту или иную тему. Школа со своим коллективным характером и консервативностью не располагает и малой частью этих возможностей.
Что отличает «домашнего» школьника?
Индивидуальное обучение формирует особый психологический портрет ребенка. Прежде всего это проявляется в более взрослом поведении. Такие дети много читают, проводят меньше времени за компьютером, с большей отзывчивостью помогают родителям и реже вступают с ними в конфликт. Уравновешенность, дисциплинированность и вежливость — типовые черты «домашнего» школьника. Отсутствие коллективизма положительно сказывается на самостоятельности в принятии решений и осознании индивидуальной ответственности.
У «домашних» школьников происходит особое развитие системы ценностей. Главный ориентир для них — это родители, а не сверстники или что чаще бывает старшие друзья. Ответственные взрослые — это достойные образцы, с которых ребенок копирует поведение. Они создают морально-этический фундамент для формирующейся личности. Среди плюсов отдельно отмечу, что семейное образование не подталкивает к соревновательности в виде «готов переступить через всех, лишь бы достичь своих целей» и делает ребенка менее восприимчивым к оценкам окружающих.
Насколько адекватна критика семейного образования?
Все противники индивидуального обучения используют один и тот же аргумент, согласно которому дети, обучающиеся в семье, не могут полноценно социализироваться. Из-за этого ребята испытывают сложности в общении со сверстниками и оказываются неподготовленными к взрослой коллективной жизни. В этих суждениях довольно много архаики, тянущейся из эпохи, когда коллективный труд возводился в ранг абсолютной ценности.
В трактовке профессиональных психологов термин «социализация» — это вовсе не о важности общения со сверстниками. Он об определенной системе ценностей, формировании знаний и умений, которые важны для полноценного члена общества. Получается, если не воспринимать этот термин предельно примитивно, семейное образование лучше справляется с функциями социализации ребенка, чем школа.
Конечно, никто не будет отрицать того факта, что общение со сверстниками — это важный компонент личностного становления. Но часто скептики забывают, что речь идет всего лишь о системе домашнего обучения, а не о полной изоляции ребенка. Помимо школы существует множество альтернативных пространств, где дети могут взаимодействовать друг с другом. Это всевозможные обучающие курсы, кружки по интересам, спортивные секции и прочие варианты полезного досуга, на который в формате семейного обучения остается намного больше времени и сил.
Задумываетесь о переходе на домашнее обучение и хотите получить квалифицированную консультацию по детско-родительским отношениям? Буду рада ответить на все интересующие вас вопросы.
Обсуждения закрыты для данной страницы