Искусство делового спора

Правила эффективного спора в деловой среде

0 комментариев 01.12.18

Расхождения мнений и точек зрения естественны для любой корпоративной сферы. Разногласия между сотрудниками неизбежны, и от того насколько эффективно человек способен решать возникшие противоречия напрямую зависит уровень его профессиональной компетенции.

Записаться на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации

Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.

Адекватное столкновение мнений является важным для любой компании. Плодотворный деловой спор рождает эффективные решения, которые дают импульс для развития. Но это возможно только тогда, когда спор конструктивен и создает хорошие условия для дальнейшей работы. На деле так получается не всегда.

Сотрудники, чьи споры только усугубляют разногласия, становятся корпоративной обузой: они порождают межличностные конфликты, раскалывают коллектив, неэффективны в принятии решений. Умение быть убедительным в споре, наоборот, – одна из ключевых составляющих успешного карьерного роста. Что же мешает конструктивному диалогу в корпоративной среде, и как научиться быть убедительным в спорах с коллегами? На этот счет я всегда даю на своих тренингах несколько важных советов.

Контролируйте эмоции и избегайте обвинительных высказываний

Внимание к своим эмоциям – основа, на которой выстраивается конструктивный спор. Находясь в конфликтном противодействии, важно следить за проявлением собственных чувств и не давать им взять верх над ситуацией. Если ваш оппонент демонстрирует вызывающее поведение, дайте прямо ему понять, что вы не настроены на конфронтацию, и для вас является приоритетным решение возникшей проблемы.

Контроль над эмоциями – базовое правило успешного делового спора

В споре важно избегать отрицательных оценок оппонента – не только прямых, но и косвенных, под которыми понимают главным образом неявные намеки на отсутствие компетенции, неправоту, попытки обвинения. Вместо стандартных обвинительных клише – «ваши аргументы неубедительны» или «у вас мало фактов» – используйте эмоционально нейтральные формулировки с тем же посылом, например: «хотелось бы больше услышать о том, что послужило причиной такого утверждения». Любой обвинительный посыл – это неосознанный вызов собеседнику, который вызывает ответную реакцию и сводит дискуссию в контрпродуктивное русло. Шансы, что ваши доводы будут услышаны и приняты, становятся существенно ниже.

Не переходите на личности и не позволяйте делать этого оппоненту

Утрачивая в споре контроль над эмоциями, мы можем терять нить конструктивных доводов и переходить на личности, т.е. начинать критиковать уже самого оппонента, а не его аргументы. Часто этот процесс происходит невольно, что является еще одним поводом не давать эмоциям брать верх. К этому приему может осознанно или неосознанно прибегать собеседник, поэтому всегда важно отслеживать в каком русле происходит спор и своевременно пресекать подобные манипуляции.

В споре с подчиненными делайте поправку на субординацию

Если вы дискутируете с сотрудником, находящимся ниже в служебной иерархии, не следует забывать, что ваша должность и уровень компетенции не исключают ошибочных суждений. Не нужно полагаться и на то, что вам поверят на слово – каждый аргумент должен быть обоснованным, т.е. подтвержденным конкретным доводом или фактом. В споре с подчиненными важно сохранять доброжелательный тон, и пытаться убеждать оппонента, а не давить на него своим авторитетом. Даже если ваши доводы окажутся неубедительными, вас будут высоко ценить как человека, достойно выдерживающего испытание властью.

Правильно принимайте аргументы

В споре важно быть последовательным и лаконичным

Соглашаясь с аргументами оппонента, старайтесь не использовать слова: «но», «однако», «ну, все же», «тем не менее». Они создают впечатление, что вы неискренне принимаете доводы собеседника. В качестве примирительных конструкций, когда вы соглашаетесь с аргументом, но хотите уточнений, лучше использовать выражения: «что вы думаете на счет того момента…», «давайте обсудим в том числе…» и т.д. Формулировки, не воспринимаемые как возражение, уверяют оппонента, что вы приняли его позицию и позволяют продолжать диалог в конструктивном русле.

Сосредотачивайте внимание на деталях

Хороший и эффективный спор – это диалог, в котором важны не только красноречие и сила аргументации, но и предельно сконцентрированное внимание на том, что говорит оппонент. Отслеживайте слабые и неуверенные пункты в доводах собеседника и выстраивайте на них стратегию своей контраргументации. При этом всегда старайтесь сводить к минимуму количество задаваемых оппоненту вопросов. Соблюдение этих правил дает гарантии, что деловой спор будет развиваться в эффективном русле и даст продуктивные результаты.

Вам также может быть интересно:
Факторы успешной карьеры