Пять стилей семейного воспитания и их последствия для ребенка
В каждой семье осознанно или неосознанно формируется свой стиль взаимодействия с ребенком – система воспитания. На основе методов и целей, которые взрослые реализуют по отношению к своим детям, можно выделить несколько воспитательных тактик. В этой статье я хочу поговорить о пяти стилях, с которыми я часто сталкиваюсь в своей профессиональной практике, а также о том, какие последствия каждый из них имеет для ребенка.

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации
Более подробную информацию о консультациях психолога можно узнать, перейдя по ссылке.
Авторитарный стиль воспитания
Этот стиль проявляется в абсолютной родительской власти над ребенком. Один или оба взрослых выступают в роли диктаторов: лишают ребенка права голоса, подавляют самовыражение, не принимают во внимание его мнения и желания. Система внутрисемейных отношений строится на жестком подчинении родительской воле. К ребенку всегда выдвигают завышенные требования и большие ожидания. Эмоциональная близость в таких семьях либо вовсе отсутствует, либо слабо выражена. Цель авторитарных методов зачастую благородная – сделать из ребенка идеальную личность, закаленную суровым воспитанием.
Подобный стиль воспитывает в детях трудолюбие, стойкий характер, ответственность. Но в тоже время авторитаризм – это одна из наиболее опасных тактик, способных обернуться серьезными неудачами при формировании личности. В психологическом портрете людей, выросших в таких семьях, преобладают пассивные черты: безынициативность, склонность к зависимостям, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Одновременно во взрослой психике укореняются черты, которые в детстве использовались как контрмеры к авторитаризму – склонность к обману, лицемерие, неконтролируемая грубость, вспышки агрессии.
Гиперопекающий стиль воспитания
Приоритетом для таких родителей становится сверхзабота о ребенке. В окружении тотальной опеки дети ограждены от всех рисков и трудностей, а сама забота, как правило, не согласуется с возрастом ребенка. Выделяют два вида гиперопекающего воспитания. Потворствующая гиперопека – ребенок развивается в обстановке вседозволенности, к нему не выдвигают никаких требований и при этом никогда не наказывают. Доминирующая гиперопека – это так называемый феномен «золотой клетки», когда ребенок огражден от внешнего мира со всеми его трудностями, но при этом лишен самостоятельности, ему многое запрещено и каждый шаг контролируется.
Пожалуй, главный парадокс гиперопеки заключается в том, что в избыточной заботе нет истинного родительского внимания: чуткости к эмоциям ребенка, сопричастности к его скрытым проблемам и внутренним переживаниям. Дети, выросшие под крылом гиперопекающих родителей, оказываются неприспособленными к взрослой жизни. Изоляция от реальности и отсутствие навыков социализации приводят к несамостоятельности, инфантилизму, неспособности верить в свои силы. Одновременно таким людям присущ эгоцентризм, демонстративная несдержанность в эмоциях, вседозволенность, проявление асоциальности.
Вам также может быть интересно:
К чему приводит гиперопека?
Гиперсоциальная модель воспитания
Основная цель такого воспитания – сделать из ребенка идеальную личность, соответствующую шаблону «социально успешный». Отсюда вытекает чрезмерная озабоченность успеваемостью в школе, тревожные переживания о будущем, стремление к определенному социальному статусу. Родительская любовь и забота сводятся к формуле: «сделать все, чтобы у ребенка было успешное будущее». В обстановке чрезмерной требовательности и погоней за достижениями истинные потребности ребенка игнорируются. Такой стиль воспитания еще называют демонстративным, и это название лучше отражает его суть: родителям очень важно, что будут думать о ребенке окружающие и как он заявит о себе в обществе.
Последствиями такого воспитания может стать несамостоятельность, замкнутость, склонность к тревожности. Дети, которых ставят в пример всем остальным, часто испытывают сложности в общении со сверстниками, с трудом обзаводятся новыми знакомствами. Нехватка настоящего родительского внимания и эмоциональной близости оборачиваются набором внутренних комплексов, которые пусть и скрыты за ширмой социальной успешности, но остаются с человеком на всю жизнь.
Эгоцентричный стиль воспитания
Такое воспитание основано на восприятии ребенка как главной ценности. Для родителей их чадо становится абсолютным смыслом жизни, кумиром, ради которого они готовы пойти на любую жертву. Отчасти здесь присутствуют черты потворствующей гиперопеки, но покровительство родителей носит не такой всеобъемлющий характер.
Ребенок, привыкший относиться к себе как к сверхценности, вырастает эгоцентриком. Он безразличен к мнению окружающих, имеет необъективно высокую самооценку, требует повышенного внимания, не способен воспринимать критику. Все это выливается в сложности общения с другими людьми и систематические конфликты.
Демократическая модель воспитания
Наиболее гармоничный и сбалансированный стиль. Взрослые признают право своих детей на саморазвитие, считаются с их интересами и желаниями. Свою роль они видят в качестве наставника, который своим опытом и знаниями помогает в становлении детской личности. Забота для таких родителей ассоциируется, прежде всего, с внимание – чуткостью к эмоциям, детским проблемам и переживанием. Основным воспитательным инструментом становится доверительный диалог, уважение друг к другу и взаимоподдержка. В таком стиле воспитания остается место обоснованным запретам и конструктивной критике, но никогда не используют упреки.
Это наиболее оптимальная стратегия формирования личности. У ребенка без перегибов развивается чувство собственного достоинства, самооценка, представления об ответственности, он легко и непринужденно взаимодействуют с окружающими. Данный стиль воспитания создает хорошее подспорье для развития эмоционального интеллекта и успешной социализации в обществе.
Осознанное воспитание ребенка – это всегда тонкое искусство, которым вместе с родителями я и занимаюсь на своих консультациях и тренингах выездной экотерапии.
Обсуждения закрыты для данной страницы